День трезвости 11 сентября история

10 сентября 2018

Алкогольная зависимость – одна из самых распространённых напастей современного мира. Она становится причиной разрушения семей и деградации личности со всеми вытекающими последствиями. Среди больных алкоголизмом можно встретить разных людей, в том числе подростков, молодых женщин и мужчин, попадающих в кабалу из-за легкомысленного отношения к своему здоровью. В число зависимых с той же степенью вероятности, что представители рабочих профессий, попадают менеджеры среднего звена, высокообразованные бизнесмены, банковские служащие, учителя и даже врачи.

 История праздника Дня трезвости берёт начало в 1911 году, когда в Петербурге представители интеллигенции православно-охранительных взглядов организовали Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников. Его члены пропагандировали здоровый образ жизни и абсолютный отказ от алкогольных напитков. Девизом Союза стал лозунг «Счастье народа – в трезвости!».

 Основная идея Дня трезвости заключается в пропаганде здорового образа жизни. Представители интеллигенции и церкви хотели показать, что человек может счастливо, радостно и полноценно жить и без употребления алкоголя.

Также члены Союза хотели сплотить общество, объединить его идеей жизни без алкоголя. Кроме того, участники общества трезвенников противопоставляли алкоголизму такие ценности, как здоровье, творческое начало, созидание, разум, что неведомо человеку, зависимому от спиртного. Общая идея провозглашала жизнь в полной трезвости, согласно правилам здорового образа жизни, в кругу друзей и близких, наслаждаясь общением и трезвым рассудком.

 Первое торжество было проведено членами Союза трезвенников по благословению всех православных архиереев, которые правили в то время в России. Получив это согласие и благословение, впоследствии праздник начали проводить в разных российских городах.

 

Спустя 2 года в 1913 году День трезвости в России получил статус официального торжества. Эту идею активно поддерживала церковь и интеллигенция, а также представители правящего класса страны.

Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского дня трезвости 11 сентября (по новому стилю). Дата была выбрана неслучайно – в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи.

 По традиции в этот день верующие постились по строгим правилам, включающим в том числе, отказ от употребления спиртного. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником.

 Советская власть наложила запрет на празднование.

Возобновилась традиция только в 2005 году.

 

Для информации

      В 1913 году, когда Россия праздновала 300-летие дома Романовых, количество алкоголя на душу населения составляло 4,7 литра спирта в год. В дореволюционные годы43 % мужского населения в стране оставались абсолютными трезвенниками.

День трезвости как церковный праздник

 

Накануне празднования вечером во всех православных церквях Петербурга проводилось всенощное бдение, которое благословлял сам митрополит Владимир, он был не только покровителем, но и активным участником движения за трезвость.

В это время священнослужители читали воззвание об идее события и о целях, которые пропагандирует общество трезвенников. Повторяли это чтение и утром следующего дня во время литургии. А уже к обеду участники процессии, которые состояли из трезвенников и всех, кто сопереживали и разделяли идеи праздника, шествовали к Казанскому собору. Там людей ждал митрополит Владимир, чтобы осенить собравшихся чудотворной иконой Казанской Божьей Матери.

Кроме митрополита Владимира, участником движения являлся Пётр Алексеевич Миртов. Как руководитель церковного Александро-Невского общества и настоятель церкви Воскресения, он выступал перед народом с речью, которая мало кого могла оставить равнодушным.

После выступления священнослужителей начиналось молебствие и песнопение церковного хора. Отмечали, что в этот день у собора собиралась толпа, которая достигала 70 000 человек.

 

Традиция проведения праздника сегодня

 В современной России праздник отмечается в очень многих городах в сентябре. Преимущественно организуют семинары, лекции, конференции, флэшмобы. По-прежнему проводятся благотворительные акции, дарят открытки, брошюры. Все эти мероприятия направлены на профилактику и избавление от зависимости от алкоголя, никотина, наркотиков.

 

 

По-прежнему церковь принимает активное участие в организации и проведении мероприятия. Священники проводят службы для всех желающих. По традиции в храмах проводятся акции «Поставь свечу об исцелении страдающих недугом пьянства», а желающие выздоровления от напасти возносят молитвы к иконе «Неупиваемая чаша», дарующей исцеление от болезней, алкоголизма и наркомании.

 

Этот день нужно отмечать не выпивкой, а в трезвом рассудке, в кругу семьи и друзей. Общаться и радоваться возможности такого интересного общения на трезвую голову, не затуманенную алкоголем или наркотиками.

 Сегодня Всероссийский День трезвости остаётся актуальным в направлении профилактики употребления спиртных напитков среди населения.

 

Трезвость по определению Всемирной организации здравоохранения – непрерывное воздержание от приёма алкоголя и других психоактивных веществ.

В переносном значении «трезвость» означает здравую рассудительность, свободу от самообмана, иллюзий («трезвость суждений», «трезвость ума»).

 

В домосковской Руси пьянства, как такового, не было, так как русские употребляли слабоградусные напитки: мёдовуху, пиво, квас (крепостью от 1 до 6 градусов), причем очень редко, лишь во время больших праздников.

 

Для информации

Изначально крепких спиртных напитков на Руси не было. Не было и традиций их употреблять. Водка, как название напитка, придёт к нам из польского языка, где бражный самогон – спирт – разбавляли водой.

Наши предки «водкой» называли коварного лесного духа, лешего, который заводит в лес и кружит (водит) несчастного.

Следует отметить, что культура общественного питания на Руси предполагала умение накормить людей вкусно, достойно и согласно достатку.

Наиболее популярными и вместе с тем пристойными заведениями общественного питания издревле были корчмы и трактиры. По сути своей они не отличались особенно друг от друга. Разнились только по месту расположения: корчма находилась в пределах населённого пункта, а трактир на проезжей дороге – тракте.

Ещё не успели в России оформиться границы государства, а корчма и трактир  прочно вошли в привычный обиход наших предков. Ведь даже во время бурь и катаклизмов люди хотели поесть вкусно, обильно, желательно недорого. Кроме прямых функций, корчмы и трактиры выполняли ещё одну, крайне важную: они были центром общественной жизни в городах и слободах, по пути следования между населёнными пунктами – тут и стол по вкусу, и деловые переговоры, и новости свежие.

Ситуация стала меняться после того, как в Киевской Руси в 1150 году Ярослав Мудрый ввёл первое подобие налогов. На корчму и трактиры также наложили пошлину.  Впоследствии пристальное внимание стало уделяться именно питейному характеру заведения. И стабильный доход от пьяного промысла приравнялся к стратегическим статьям государственного бюджета. В корчмах и трактирах стали торговать «из-под полы», резко сократилось разнообразие и качество блюд. Вскоре корчмари опустились до незатейливых закусок для заедания крючка (обиходной меры отпуска хмельного в черпаке с ручкой-крючком = 0,12 литра). А в начале XVвека корчму и трактир уничтожили совсем.

И на их место пришел ужасный шалман – кабак.

Кабак облагался государственной пошлиной, владельцев обязывали заключать договор с государем и платить налог. Поборы были очень велики, а в случае недоимки владельца ждало суровое наказание. В заведениях окончательно перешли на выпивку и закуску-перехват. Хмельные напитки стали продавать в стопках. Следует заметить, что стопа равнялась примерно 300 граммам, впоследствии её назовут «мерзавчик» - вроде выпил, но чуть-чуть не хватило для полного удовольствия… а меньше купить было нельзя!

В кабаке была ужасная антисанитария. До времён Алексея Михайловича Тишайшего в питейных лавках мусорили, плевали, да и нужду справляли прямо на земляной пол. Тогда же с XV-XVIвеков у кабаков стали виться проходимцы и пройдохи. В ходу были азартные игры, мордобой и поножовщина. Кабак стал синонимом разврата, гульбища и преступлений.

Но большинство населения, в том числе многие чиновники, были отчаянно против употребления спиртных напитков, понимая масштаб последствий. Начались попытки привлечь внимание в проблеме.

Массовый протест податного населения России в 1858-59 годах был против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку. Главными участниками движения были государственные крестьяне, к которым позже присоединились представители других сословий. Активисты провозглашали решение не употреблять вина и в мае 1859 года начались волнения и массовые разгромы питейных заведений.

 

Во времена правления Николая IIв 1914 году власти ввели сухой закон, согласно которому на употребление любых спиртных напитков накладывалось табу.

 В СССР на государственном уровне понимали проблему последствий злоупотребления спиртными напитками для нации. За советский период были проведены несколько антиалкогольных кампаний.

Первая антиалкогольная кампания в СССР была развёрнута в 1958 году. Следующая антиалкогольная кампания началась в 1972 году.

В 1964 году в Казахстане открывается первый лечебно-трудовой профилакторий, цель которого заключалась в исправлении и лечении алкоголиков и наркоманов.

Наибольшую известность получила антиалкогольная кампания М.С.Горбачева 1985 года. В результате предпринятых действий официально зарегистрированные продажи спиртного в 1985-87 годах снизились более чем в 2,5 раза, значительно выросла рождаемость и сократилась смертность, ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, на предприятиях повысился уровень соблюдения трудовой дисциплины; существенно снизился общий уровень преступности.

 В Древней Греции пить неразведённое вино (крепость до 10 градусов) считалось недостойным свободного гражданина.

Законы Древней Греции и Рима запрещали пить спиртное молодым людям. Запрещалось пьяному мужу приближаться к жене. Был издан закон о недопустимости употребления вина новобрачными.

В Древней Руси также запрещалось пить спиртное на собственной свадьбе.

Правитель Спартылегендарный  Ликург запретил пить вино высшей знати государства, но поощрял спаивание рабов, чтобы держать их в повиновении.

В Афинах правитель Солон ввёл закон, согласно которому архоиты (должностные лица) наказывались за пьянство: первый раз – крупным штрафом, а при повторении – смертной казнью.

Древнеримский историк Плиний Старший писал о том, что персы были побеждены греками под предводительством Александра Македонского, потому что у них были развиты пьянство и вызванные им пороки.

Учитывая влияние вина на боеспособность армии римский император Домициан с целью сокращения производства вина приказал вырубить половину насаждении виноградной лозы и запретил её дальнейшие посадки.

В Древней Индии употребление спиртных напитков представителями высших каст было категорически запрещено. Служителей культа – браминов, изобличенных в пьянстве, заставляли пить кипящее вино до тех пор, пока не наступала смерть. Если же в пьянстве уличали женщину высшей касты, то ей на лбу выжигали клеймо в виде сосуда для вина, выгоняли из дома и никто не имел права её приютить.

В России по Указу 1652 года предписывалось продавать водку по одной чарке человеку. Запрещалось выдавать вино «питухам» (т.е. пьющим), а также всем гражданам во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям.

  «А мне вот так-то говорили!» «А ты не слушай и не верь!»

 

«Чем больше пьёшь, тем веселее»

До определённого предела. Сначала начинается умеренная эйфория, но потом настроение меняется в зависимости от состояния человека. Поскольку алкоголь является депрессантом то в итоге реакции замедляются, эмоции переходят в негативные.

 

«Алкоголь улучшает потенцию»

Скорее наоборот. Алкоголь снижает потенцию, у пьющих мужчин наблюдается снижение выработки мужского гормона – тестостерона, что вызывает развитие импотенции.

 

«Много двигаешься – быстрее трезвеешь»

Нет. Ускорить работу печени по переработке алкоголя не может даже бег на длинные дистанции.

 

«Алкоголь снимает стресс»

Неправда. Алкоголь вызывает временную эйфорию, выход из которой тяжелее самого стресса.

 

«Алкоголь помогает при гриппе, ангине, простуде»

Неправда. Алкоголь снижает защитные функции организма, так как выводит различные полезные микроэлементы. Пьющие люди болеют чаще и тяжелее переносят болезнь.

 

«Алкоголь улучшает сон»

Неправда. Первый сон выпившего человек крепок, но краток. Затем начинает развиваться бессонница, приводящая к психозам.

 

«Алкоголь греет в морозы»

Алкоголь расширяет сосуды и даёт кратковременное ощущение тепла. Затем из-за расширения сосудов происходит быстрая теплопотеря.

 

«Алкоголь укрепляет дружбу»

Дружба на основе алкоголя продолжается, пока не закончится спиртной напиток.

 

«Алкоголь улучшает творческие способности»

Наоборот, угнетает. Алкоголь уничтожает клетки головного мозга и постепенно приводит к слабоумию.

 

«Пиво и вино полезны для здоровья»

Алкоголь есть алкоголь, как его не назови. Более того, регулярное употребление слабоалкогольных напитков приводит к переходу на более крепкие.

Вернуться к списку новостей